В предыдущий зал

К предыдущим экспонатам

Оглавление


Зал №8. Самоходная артиллерия (продолжение 3).


Японская 106-мм противотанковая самоходная установка с пушкой М40А1

Это первая послевоенная разработка подобных систем в Японии. На вооружении состоит с 1961 года. Пушка - противотанковая американская.

Масса - 7,6 тонны
Экипаж - 3 человека
Вооружение - 2х106-мм безоткатных орудия М-40 американского производства и 12,7-мм американский пулемет М8С
Дальность действительного огня - 1000 м
Бронирование - противопульное
Двигатель - дизельный 120 л.с.
Скорость - 45 км/час
Запас хода - 150 км
Габариты: длина 3,4 м, ширина 2,23 м, высота 1,38 м

Установка создана фирмой "Комацу" на специально разработанном гусеничном бронированном шасси. Корпус самоходки имеет низкий силуэт. Боевое отделение размещено в средней части машины, двигатель(шестицилиндровый дизель "Комацу" Т120 воздушного охлаждения) - в кормовой части, а силовая передача и ведущие колеса в носовой части машины. Подвеска машины - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Основное вооружение - два модифицированных американских безоткатных орудия М-40 (М-40А1), установленных параллельно на выдвижной вверх платформе. Угол горизонтального обстрела: в нижнем положении - 20 град., в верхнем - 60 град. Система наведения - электрогидравлическая. Прицел - оптический. Скорострельность одного орудия - один выстрел за 6 сек. В боекомплект входят кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды.

Находились на вооружении пехотных частей японской армии в качестве противотанковых средств.

Изображение


Американская 105-мм гаубичная самоходная установка

Разработана в середине пятидесятых годов. В настоящее время снята с вооружения в США. Тем не менее, до сих пор на вооружении в Бельгии, Греции, Японии и Иордании.

Боевая масса - 24,5 т
Экипаж - 5 человек
Вооружение: 105-мм гаубица М49 и 12,7-мм пулемет М2НВ
Дальность стрельбы - 7,8 км
Угол горизонтального обстрела - 120 град.
Боекомплект - 102 выстрела и 945 патронов
Скорострельность - 4 выстр/мин
Бронирование корпуса и башни - 13 мм
Двигатель - карбюраторный 500 л.с.
Скорость - 56 км/час
Запас хода - 150 км

Самоходная гаубица начала поступать на вооружение американской армии в 1953 году. Она была создана с использованием агрегатов легкого американского танка М-41 "Уоккер Бульдог". В отличии от танка, силовое отделение на САУ расположено спереди, а боевое - сзади. Ходовая часть также изменена. Задние опорные катки используются как направляющие колеса. Ведущие колеса - передние.

Башня установки - сварная, установлена на поворотной опоре и обеспечивает угол горизонтального наведения 120 град. На крыше башни размещен люк механика-водителя и командирская башенка. Весь экипаж САУ, в том числе и механик-водитель находятся в башне.

Стрельба прямой наводкой осуществляется с помощью телескопического прицела, а с закрытых огневых позиций - с помощью панорамы. В боекомплект гаубицы входят унитарные выстрелы с осколочно-фугасными, кумулятивными, химическими, дымовыми и осветительными снарядами.

Время перевода самоходной гаубицы из походного положения в боевое - 1 мин.

Находилась на вооружении артиллерийских частей танковых соединений армии США.

Изображение


Американская 105-мм гаубичная самоходная установка

В конструкции этой достаточно современной, находящейся на вооружении с 1964 года, самоходной гаубицы использованы алюминиевые сплавы.

Боевая масса - 21,2 т
Экипаж - 5 человек
Вооружение: 105-мм гаубица М103 и 12,7-мм пулемет
Дальность стрельбы - ок. 14 км
Масса осколочной гранаты - 14,97 кг
Начальная скорость снаряда - 610 м/с
Угол горизонтального обстрела - 360 град.
Боекомплект - 87 выстрела и 500 патронов
Скорострельность - 5 выстр/мин
Бронирование корпуса и башни - 32мм (из алюминиевых сплавов)
Двигатель - дизельный 425 л.с.
Скорость: - по суше 65 км/час, на плаву 6 км/час
Запас хода - 400 км

Для установки М-108 создано специальное шасси, в котором использованы узлы и агрегаты плавающего бронетранспортера М113. В последующем на этом шасси был разработан целый ряд боевых и вспомогательных машин различного назначения, часть из которых до сих пор находится на вооружении США и стран НАТО.

Корпус и башня машины выполнены из алюминиевых сплавов и защищают экипаж от пуль и осколков снарядов. Корпус машины разделен на три отделения: силовое (в передней части), управления (в передней части слева) и боевое (в кормовой части корпуса). Для входа и выхода экипажа в кормовом листе корпуса предусмотрен двустворчатый люк.

105-мм гаубица установлена в закрытой полноповоротной башне. Эжекционное устройство, размещенное на стволе, служит для вытяжки газов из боевого отделения во время стрельбы. Затвор гаубицы - клиновой полуавтоматический. Заряжание орудия - ручное, полуунитарными выстрелами. Для облегчения заряжания используются гидравлический подъемник и досылатель. В боекомплект гаубицы входят унитарные выстрелы с осколочно-фугасными, кумулятивными, химическими, дымовыми и осветительными снарядами. Зенитный крупнокалиберный пулемет установлен открыто над командирской башенкой.

Время перевода установки из походного положения в боевое - 1 мин.

Силовая установка - восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом. Силовая передача - гидромеханическая. Подвеска - торсионная с гидравлическими амортизаторами. Для преодоления водных преград машина снабжена шестью надувными поплавками. Движение на плаву обеспечивается перематыванием гусениц.

Изображение


Советская самоходная установка АСУ-57

Это авиадесантная послевоенная самоходка, принятая на вооружение в 1951 году, отличалась хорошей маневренностью и проходимостью. Сравнительно небольшие габариты делают ее легко маскируемой и малоуязвимой на поле боя. Вооружена самоходка 57-мм противотанковой пушкой.

Боевая масса - 3,3 т
Экипаж - 3 чел.
Вооружение - 57-мм пушка Ч-51
Боекомплект - 30 снарядов
Бронирование: лоб - 6 мм, борт - 4 мм
Двигатель - карбюраторный 50 л.с.
Скорость - 45 км/час
Запас хода - 250 км
Скорострельность - до 10 выстрелов в минуту

Опыт Второй мировой войны показал необходимость создания специальных самоходных артиллерийских установок для сопровождения подразделений десантных войск. В СССР разработкой таких самоходок занималось несколько КБ. К 1949 году были созданы: 57-мм самоходное штурмовое орудие К-73 (ОКБ А.Ф.Кравчева), 76-мм авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76. Однако, эти самоходки имели ряд недостатков и не были приняты на вооружение.

В 1948-50 годах в КБ Н.А.Астрова была создана 57-мм АСУ-57. Вес машины позволял десантировать ее парашютным способом. Первоначальный вариант установки, поступивший в серийное производство в 1951 году, оснащался 57-мм пушкой Ч-51 (конструкции Е.В.Чарнко). Эта пушка имела характерный щелевой дульный тормоз с большим количеством отражателей газов. В дальнейшем этот дульный тормоз был заменен на более технологичный - двухкамерный активного типа. Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда в 1158 м/с делало это орудие весьма опасным соперником среднезащищенных боевых машин.

Для АСУ-57 было разработано специальное шасси. Двигатель установки (карбюраторный, жидкостного охлаждения М-20Е - такой же как и на легковом автомобиле повышенной проходимости) смонтирован в едином блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами. Он установлен поперек корпуса в передней части машины. Ведущие колеса - передние. В боевом отделении, занимающем среднюю и заднюю часть машины, размещены 57-мм орудие, боекомплект к нему и экипаж их трех человек. Механик-водитель размещался справа от пушки, командир - слева, заряжающий - сзади механика-водителя. Подвеска катков - независимая, торсионная.

Благодаря низкому удельному давлению на грунт (0,35 кГ/кв.см) обеспечивалась хорошая проходимость по слабым грунтам. Незначительная высота машины (1460 мм) позволяла хорошо маскировать машину на поле боя.

В 1954 году до уровня опытного образца была доведена плавающая установка АСУ-57П. На ней установили более мощный двигатель (60 л.с.). В качестве водоходного движителя были применены два гребных винта. Однако, эту установку так и не приняли на вооружение.

Изображение


Советская тяжелая самоходная установка ИСУ-152К

В этой послевоенной машине, принятой на вооружение в 1956 году, боекомплект по сравнению с ИСУ-152 увеличен до 30 выстрелов. Вооружение установки дополняют зенитный пулемет и усовершенствованный телескопический прицел.

Боевая масса - 47,2 т
Экипаж - 5 человек
Вооружение - 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С и 12,7- мм пулемет ДШКМ
Боекомплект - 30 выстр. и 300 патр.
Двигатель - 520 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/час
Запас хода - 360 км

Установка является модернизированным вариантом тяжелой САУ ИСУ-152. На этой машине был установлен новый дизельный двигатель В-54К (такой же, как и на танках Т-54) с эжекционной системой охлаждения. Эксплуатационные качества двигателя были повышены за счет установки подогревателя, введения трехступенчатого воздухоочистителя и более эффективного масляного радиатора. Емкость топливных баков была увеличена до 1280 литров.

Для улучшения обзора с места командира машины на крыше рубки была размещена командирская башенка с семью смотровыми блоками и прибором ТПКУ. На машине были установлены приборы ночного видения и новый телескопический прицел. На крыше боевого отделения установили 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ с боекомплектом 300 патронов.

Самоходная установка ИСУ-152К, наряду с модернизированными в то же время танками ИС-2, находились на вооружении Советской Армии до середины 70-х годов.

Изображение


Советская легкая самоходная установка СУ-85

Эту самоходку, принятую на вооружение в 1956 году, предназначали, как для сухопутных, так и для авиадесантных войск. Ее основное вооружение - 85-мм пушка Д-70. В кормовой части размещен двухтактный автомобильный дизель.

Боевая масса - 15,5 т
Экипаж - 4 человека
Вооружение - 85 мм пушка Д-70 и 7,62-мм пулемет СГМТ
Боекомплект - 45 снарядов
Бронирование: лоб - 45 мм, борт - 13 мм
Двигатель - дизельный 210 л.с.
Максимальная скорость - 45 км/час
Запас хода - 360 км

Авиадесантная самоходная артиллерийская установка СУ-85 была принята на вооружение воздушно-десантных войск в 1956 году. Установка создавалась с использованием ходовой части легкого плавающего танка ПТ-76 и некоторых автомобильных агрегатов (например автомобильного двухтактного дизеля ЯМЗ-201В). Боевое отделение и отделение управления размещено в передней и средней частях машины, силовое - в корме.

Основное вооружение самоходки - 85-мм пушка Д-70 с эжекционной продувкой канала ствола. На пушке устанавливался высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз, поглощающий около 70% энергии отката. Начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда - 1005 м/с, а также наличие в боекомплекте установки кумулятивных снарядов делали ее равной, по огневой мощи, средним танкам. Вместе с пушкой спарен 7,62-мм пулемет системы Горюнова (СГМТ - станковый Горюнова модернизированный танковый). Для ведения огня использовались дневной телескопический и ночной активный прицелы.

Двигатель установки размещен в кормовой части поперек корпуса машины. Улучшение ходовых качеств самоходки было достигнуто применением планетарного механизма поворота.

Высокая масса машины вынуждала десантировать ее посадочным способом. Установка длительное время находилась на вооружении ВДВ Советской Армии и лишь сравнительно недавно была заменена принципиально новыми боевыми машинами "НОНА-С".

Изображение


Бразильский истребитель танков

Довольно любопытный образец истребителя танков, вооруженного 105-мм пушкой. Разработка завершена в 1976 году, в том же году начато производство. Башня качающаяся, французской разработки. Пушка способна пробивать броню толщиной 150 мм.

Боевая масса - 17,71 т
Экипаж - 4 человека
Скорость - 110 км/час
Запас хода - 600 км
Габариты: длина 6,35 м, ширина 2,6 м, высота 2,8 м
Максимальная дальность поражения танка - 3500 м

Изображение


Советская самоходная 122-мм гаубица 2С1 "Гвоздика"

Во время второй мировой войны самоходные артиллерийские установки решали на поле боя практически те же задачи, что и танки, и после войны были вытеснены хотя и более дорогостоящими, но и более эффективными танками.

Второе рождение самоходной артиллерии приходится на 60-70 годы. Сегодня у самоходной артиллерии те же задачи, что и у буксируемой: чисто артиллерийские. Самоходные гаубицы, пушки и минометы в сочетании с современными боеприпасами заметно приблизили артиллеристов к реализации их давнишней мечты : выстрел - поражение. За самоходными орудиями, которые создавались в Советском Союзе в начале 70-годов, закрепились цветочные названия: Гвоздика, Акация, Тюльпан, Гиацинт, Пион.

"Гвоздика" стала поступать на вооружение самоходно-артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых полков в 1970 году. Самоходка - плавающая, перемещение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц. Для гаубицы используется удлиненное шасси легкого многоцелевого тягача МТ-ЛБ.

Боевая масса - 15,7 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение - 122-мм гаубица длиной 35 калибров
Масса снаряда: осколочно-фугасного - 21,76 кг, кумулятивного - 18,2 кг
Начальная скорость снаряда - 686 м/с
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда - 180 мм
Максимальная дальность стрельбы - 15200 м
Скорострельность - 4-5 выстр/мин
Боекомплект - 40 выстр.
Бронирование - противопульное
Двигатель - дизельный ок. 300 л.с.
Скорость: по шоссе - 61,5 км/час, по пересеченной местности - 30 км/час, на плаву - 4,5 км/час
Запас хода - 500 км
Габариты: длина - 7260 мм, ширина - 2850 мм, высота (по прожектору) - 2725 мм

Разработка этой самоходки началась в 1967 году. За артиллерийскую часть отвечал Уралмаш, а за шасси - Харьковский тракторный завод. На вооружение гаубица была принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство. Поступление с начала 70-х годов на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков на боевых машинах пехоты новой самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика" позволило сравнять полковую артиллерию по подвижности и защищенности с мотострелковыми подразделениями.

В передней части корпуса машины размещается моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления. Место механика-водителя отделено от силового отделения герметичными перегородками. Среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение. 122-мм гаубица Д-32 с баллистическими характеристиками, как и буксируемой гаубицы Д-30, размещена в полноповоротной бронированной башне. В отличии от гаубицы Д-30 ствол орудия имеет эжекционное устройство и двухкамерный дульный тормоз. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир установки и справа от орудия - заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Для облегчения заряжания гаубицы используется механизм досылания электромеханического типа с раздельным досылкой снаряда и гильзы в ствол после укладки их на лоток досылания.

Как и МТ-ЛБ, на шасси которого она выполнена, самоходная гаубица - плавающая. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов. Движение на плаву обеспечивается за счет перематывания гусениц.

Кроме Сухопутных войск стран СНГ гаубица также состоит на вооружении стран бывшего Варшавского договора и в некоторых арабских странах. Помимо СССР гаубица производилась по лицензии в Болгарии и Польше.

В последнее время, в целях совершенствования установки для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

Изображение


Советская самоходная 152-мм гаубица 2С3 "Акация"

Почти два десятилетия производилась широко известная 152-мм самоходная гаубица Акация, предназначенная для вооружения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий. Гусеничное шасси, специально созданное для этой системы, в процессе эксплуатации показало чрезвычайно высокую надежность.

Боевая масса - 27,5 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение - 152-мм гаубица Д-22
Масса снаряда: осколочно-фугасного - 43,56 кг, кумулятивного - 27,4 кг
Начальная скорость снаряда - 655 м/с
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда - 250 мм
Максимальная дальность стрельбы - 17400 м
Скорострельность - 3 выстр/мин
Боекомплект - 46 выстр.
Бронирование - противопульное
Двигатель - дизельный
Скорость по шоссе - 60 км/час
Запас хода - 500 км

Так же как и "Гвоздика" 152-мм САУ "Акация" начала поступать на вооружение Советской Армии в начале 70-х годов. Для самоходной установки было использовано специальное гусеничное шасси. На нем так же создавались такие САУ как 152-мм самоходная пушка, 240-мм самоходный миномет и ряд других боевых и вспомогательных машин. Разработка установки проводилась на Уралмаше и Уральском заводе транспортного машиностроения в г. Свердловске.

Самоходка имеет три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади). Корпус машины полностью бронирован и обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков. На командирской башенке установлен зенитный пулемет. В кормовом листе корпуса машины имеется специальный люк для загрузки снарядов. В походном положении для исключения поломок механизма наведения ствол гаубицы стопорится на специальном кронштейне.

1975 году САУ была модернизирована и получила индекс 2С3М. В ней вместо двух механизированных укладок была введена одна - барабанного типа. В 1987 году гаубицу вновь усовершенствовали. На нее была установлена аппаратура приема и отображения информации управления огнем. Такая установка получила наименование 2С3М1.

Кроме обычного набора 152-мм снарядов в боекомплект гаубицы могут входить и специальные снаряды "Краснополь" и "Сантиметр" с лазерным наведением. Эти снаряды имеют систему наведения по отраженному от цели лучу лазерного прицела- осветителя.

Изображение


Американская самоходная 155-мм гаубица М109

Самоходка разработки 60-х годов была предназначена для огневой поддержки танков и пехоты.

Боевая масса - 23,8 т
Экипаж - 5 чел.
Вооружение - 155-мм гаубица ХМ139 и 12,7-мм пулемет
Дальность стрельбы - 18,1 км
Начальная скорость снаряда - 656 м/с
Масса осколочно-фугасногоснаряда - 43,1 кг
Скорострельность - 3 выстр./мин
Боекомплект - 28 выстрелов и 500 патронов
Бронезащита - 32 мм (броня из алюминиевых сплавов)
Двигатель - дизельный, 425 л.с.
Макс. скорость движения по суше - 65 км/час, на плаву 5,9 км/час
Запас хода по шоссе - 400 км

САУ М109 создана в 1961 году на базе американской гаубицы М108, но отличается от нее калибром орудия (155 мм вместо 105 мм), несколько большим весом и наличием гидравлических механизмов наведения.

Экипаж машины состоит из командира, механика-водителя, наводчика и двух заряжающих.

Корпус машины разделен на три отделения: силовое (в передней части справа), отделение управления (в передней части слева) и боевое в кормовой части корпуса. Для входа и выхода экипажа в кормовом листе корпуса предусмотрен двустворчатый люк. Корпус машины и башня сделаны из алюминиевых сплавов и защищают экипаж от пуль и осколков снарядов.

В башне кругового вращения установлена 155-мм гаубица М126Е1. Боекомплект установки состоит из ядерных, осколочно-фугасных, осветительных и дымовых снарядов раздельного заряжания. Для стрельбы из более поздних модификаций этой гаубицы начали применять высокоточные снаряды наводимые по лазерному лучу ("Копперхед"). Механизм заряжания орудия полуавтоматический с гидравлическим досылателем. Ствол гаубицы снабжен эжекционным устройством и дульным тормозом, затвор поршневой полуавтоматический. На кронштейне над командирской башенкой устанавливается 12,7-мм зенитный пулемет.

Для повышения устойчивости машины при стрельбе подвеска блокируется. Плавучесть машины обеспечивается девятью надувными поплавками из прорезиненной ткани.

Установка неоднократно модернизировалась. Последние модификации этой самоходной гаубицы до сих пор находятся на вооружении США и многих других стран мира.

Изображение


Продолжение осмотра

В следующий зал

Оглавление