В предыдущий зал

К предыдущим экспонатам

Оглавление


Зал №8. Самоходная артиллерия (окончание).


Немецкая 155-мм самоходная гаубица M109A3G

Модернизированный вариант американской самоходки М109, закупленной в середине 60-х годов и доработанной затем в Германии. Принята на вооружении в 1984 году.

Боевая масса - около 25 т
Экипаж - 6 человек.
Максимальная дальность стрельбы: обычным снарядом - 24 км, активно-реактивным снарядом- 30 км
Начальная скорость снаряда - 827 м/с
Возимый боекомплект - 34 выстр.
Двигатель - дизельный 405 л.с.
Максимальная скорость движения - 56 км/час
Запас хода - 350 км

Необходимость модернизации этой САУ было вызвано рядом причин. Во-первых, затягиванием сроков завершения разработки новой самоходной гаубицы SP70. Во-вторых, возросшими потребностями сухопутных войск в самоходных гаубицах калибра 155 мм, вызванными их реорганизацией в период 1980-1982 годов. И, в третьих, истекшим в 1985 году сроком действия контракта на поставку из США запасных частей для САУ М109G.

Новый образец модернизированной гаубицы, получивший название М109А3G, был создан фирмой "Рейнметалл" в 1983 году. Основное внимание в ходе модернизации было обращено на доведение боевых характеристик этой самоходки до уровня новых требований. Для нее было разработано новое орудие с клиновым затвором, которое позволяет вести огонь всеми типами боеприпасов калибра 155 мм, находящихся на вооружении стран НАТО. Боевая скорострельность гаубицы возросла до 6 выстр/мин.

Модернизация всего парка 155-мм самоходных гаубиц М109G (590 ед.) проводилась на ремонтном заводе в г.Вендель. По оценке иностранных специалистов эта самоходка останется на вооружении до 2000 года.

Изображение


Советская самоходная 152-мм пушка 2С5 "Гиацинт - С"

Самоходная пушка Гиацинт запущена в серийное производство в 1976 году. Кроме полигонных испытаний, на долю этой самоходной пушки выпали и боевые - в Афганистане. Зарекомендовала она себя отлично.

Орудие смонтировано на корме шасси, открыто, без башни. Такую же схему использовали в США при создании 175-мм самоходной пушки М-107, а во Франции - при создании 155-мм самоходной пушки F-3.

Боекомплект размещен внутри корпуса. Снаряды и заряды подаются из машины вручную. Завершает цикл заряжания электромеханическая система. У Гиацинта начальная скорость снаряда выше, чем у любого из зарубежных орудий. На перевод орудия из походного положения в боевое требуется не более 4 минут.

Масса установки - 28,2 т
Экипаж - 5 чел
Скорость передвижения - 60 км/час
Запас хода - 500 км
Начальная скорость снаряда - 942 м/с

152-мм самоходная пушка 2С5 "Гиацинт" была разработана в СКБ Пермского машиностроительного завода и Свердловским заводом транспортного машиностроения. Одновременно разрабатывались самоходный ("Гиацинт - С") и буксируемый ("Гиацинт - Б") варианты пушки. Серийное производство началось в 1976 году. САУ состоят на вооружении артиллерийских бригад и дивизий.

Шасси установки такое же, как и у САУ "Акация". Для придания дополнительной устойчивости во время стрельбы в кормовой части машины размещена откидная опорная плита. Время перевода самоходки из походного положения в боевое около 4 минут. На орудии установлен чрезвычайно эффективный дульный тормоз, который поглощает 53% энергии отдачи.

Стоимость на Западном рынке вооружений - 1,5 млн. долларов.

Изображение


Советская самоходная 203-мм пушка 2С7 "ПИОН"

Начала поступать на вооружение артиллерийских бригад большой мощности со второй половины 70-х годов. Модернизацию прошла в 1983 году (получила наименование 2С7М). Разработка Кировского завода (г. Санкт-Петербург).

Снаряды и заряды размещаются в кормовой части артиллерийской установки. Перед стрельбой снаряды выкладываются на грунт и подвозятся к орудию на тележке. Дальнейшую работу заряжающим облегчает опущенный к низу подъемник.

Боевая масса - 46 т
Экипаж - 7чел
Вооружение - 152-мм пушка 2А44 и зенитный пулемет
Максимальная дальность стрельбы:
осколочно-фугасным снарядом - 37500 м
активно-реактивным - 55000 м
Скорострельность - 2 выстрела в минуту
Начальная скорость снаряда - 960 м/с
Масса осколочно-фугасного снаряда - 110 кг
Углы наведения: вертикальный - от 0 град до 60 град, горизонтальный - 30 град
Время перевода из походного положения в боевое - 6 минут
Боекомплект (возимый) - 4 выстр. (на 2С7М - 8 выстр)
Двигатель - дизельный 780 л.с.
Скорость максимальная - 50 км/час
Запас хода - 650 км
Габариты: длина - 13200 мм, ширина - 3380 мм, высота - 3000 мм

Принята на вооружение в 1975 году и поступала на оснащение артиллерийских бригад особой мощности. При разработке ходовой части использовалось шасси танка Т-80. Находится на вооружении в России, некоторых странах бывшего СССР, а также в Польше и бывшей Чехословакии.

Бронированный корпус машины имеет необычную форму. Кабина экипажа вынесена далеко вперед. Помимо своего основного назначения она служит также противовесом орудийной установке. В кабине размещаются командир установки, наводчик и механик-водитель. Позади кабины установлен четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-46-1с коробкой передач. В средней части машины размещено отделение расчета установки. Ведущие колеса - переднего расположения. Направляющие колеса размещены сзади и при стрельбе опускаются на грунт для придания дополнительной устойчивости самоходке. Для этой же цели используется и сошник напоминающий по форме бульдозерный отвал. Он расположен в корме установки и приводится в рабочее положение с помощью гидравлических приводов. Для автономного питания гидравлических и электрических систем на САУ помимо основного двигателя установлен дизель-агрегат.

Основное вооружение самоходки составляет 203-мм пушка 2А44, имеющяя массу 14,6 т. Она расположена в кормовой части установки открыто. На орудии установлен поршневой затвор. Приводы наведения орудия - электрогидравлические и механические. Для наведения орудия используются как панорамный прицел для стрельбы с закрытых огневых позиций, так и оптический прицел для стрельбы прямой наводкой.

Боекомплект установки составляет 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Но только 4 из них (на САУ 2С7М - 8) перевозятся на установке и составляют неприкосновенный запас. Остальные выстрелы перевозятся автомобильным транспортом. Осколочно-фугасные снаряды массой 110 кг и длиной 1 метр переносятся для заряжания с помощью поворотного подъемного крана, размещенного справа на задней части корпуса.

В 1985 году установка была модернизирована и получила название 2С7М ("Пион-М"). В ходе модернизации была повышена скорострельность с 1,5 до 2,5 выстрелов в минуту, увеличен возимый боекомплект с 4 до 8 выстрелов, установлена аппаратура приема и отображения данных для стрельбы.

2С7М является на сегодняшний день самой мощной артиллерийской самоходной установкой в мире. Повышение возможностей этой боевой машины специалисты видят в разработке для нее высокоточных управляемых (или самонаводящихся), а также кассетных снарядов.

Изображение


Советская самоходная 152-мм гаубица 2С19 "МСТА-С"

На проходившей в столице Объединенных Арабских Эмиратов международной выставке вооружений и военной техники IDEX-93 впервые миру была представлена новинка российского современного оружия - 152-мм самоходная гаубица "Мста-С". Эта самоходка, не имеющая себе равных среди зарубежных аналогов, израсходовала 40 высокоточных боеприпасов и поразила 38 реальных целей на дальности 15 км. МСТА-С была принята на вооружение в 1989 году. Предназначена самоходная гаубица для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники противника. МСТА-С выполнена на гусеничном шасси, унифицированном с шасси средних танков Т-72 и Т-80. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность до 7 выстрелов в минуту. Боекомплект - 50 снарядов. В Абу-Даби для стрельбы был применен корректируемый артиллерийский снаряд с лазерной полуактивной системой наведения. Время перехода гаубицы из походного положение и обратно - от одной до двух минут.

Боевая масса - 42 т
Экипаж - 5 чел.
Вооружение - 152-мм гаубица 2А64 и зенитный пулемет
Масса снаряда - 50 кг
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 828 м/с
Максимальная дальность стрельбы - 24,7 км
Скорострельность - 7-8 выстр./мин
Возимый боекомплект - 50 выстр.
Углы наведения по вертикали - от -4 град до + 68 град.
Двигатель - дизельный В84А 780 л.с.
Максимальная скорость движения - 60 км/час
Запас хода - 500 км

Установка 2С19 "МСТА-С"была создана для замены в войсках 152-мм самоходной гаубицы "Акация". При ее создании использовались шасси танков Т-72 и Т-80. Гаубица была разработана в ПО "Уралтрансмаш" под руководством главного конструктора Ю.В.Томашева. На вооружение была принята в 1989 году. Выпуск САУ первоначально был налажен на заводе "Уралтрансмаш" в г.Свердловске, а затем на Стерлитамакском машиностроительном заводе в Башкирии.

Необычна для самоходок такого калибра компоновка машины. За отделением управления, размещенном в носовой части корпуса, находится боевое отделение. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в задней части корпуса. Ведущие колеса также размещены сзади. Корпус машины полностью бронирован и защищает от огня крупнокалиберных пулеметов и осколков снарядов.

Для питания электрооборудования на САУ установлен газотурбинный двигатель. Установка оборудована системой приема и передачи исходных данных для стрельбы.

152-м гаубица 2А64 размещена в полноповоротной башне большого размера, что делает работу экипажа относительно удобной. Система герметизации казенной части гаубицы в комплексе с эжекционным устройством, размещенным на стволе орудия, и двумя фильтровентиляционными установками предотвращает загазованность боевого отделения. Высокая скорострельность орудия обеспечивается системой автоматизированной подачи и хранения снарядов. Кроме нее, имется также специальный конвейер подачи снарядов с грунта.

Для самообороны установки и для борьбы с воздушными целями на командирской башенке установлена зенитно-пулеметная установка. Крупнокалиберный пулемет НСВТ12,7 калибром 12,7-мм с прицельной дальностью стрельбы 2000 м имеет боекомплект 500 патронов. Стрельба из него может вестись с помощью системы дистанционного управления из башни. Для маскировки гаубицы используются также дымовые гранатометы, размещенные на лобовой части башни.

Кроме обычных типов снарядов традиционно используемых в России для орудий этого калибра установка может использовать 152-мм снаряд с лазерным наведением "Краснополь". Именно этот снаряд был продемонстрирован в действии на выставке вооружений в Абу-Даби и показал чрезвычайно высокую эффективность. На международной выставке вооружений был продемонстрирован и другой тип боеприпаса - для постановки радиопомех. Эти снаряды предназначены для нарушения управления командных пунктов противника.

На базе САУ 2С19 разработана ее модификация 2С30 "Исеть".

Стоимость на Западном рынке вооружений составляет около 1,6 млн. долларов. В настоящее время самоходка находится на вооружении в России и некоторых странах СНГ.

Изображение


Французская самоходная 155-мм пушка GCT SP

Эта французская машина выполнена на базе среднего танка АМX-30. Состоит на вооружении сухопутных войск Франции с 1979 года. Заряжание гаубицы производится автоматически.

Боевая масса - 42 т
Экипаж - 4 человека
Вооружение - 155-мм пушка и 7,62-мм зенитный пулемет
Масса снаряда - 43,2 кг
Длина ствола - 6,2 м
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда - 825 м/с
Дальность стрельбы: осколочно-фугасным снарядом - 24 км, активно-реактивным снарядом - 30 км
Угол вертикального обстрела - от - 5 град. до + 66 град.
Боекомплект - 40 выстрелов и 2000 патр.
Бронирование: корпуса - 50 мм, башни - 30 мм
Двигатель - многотопливный дизель 720 л.с.
Максимальная скорость - 60 км/час
Запас хода - 450 км

Особенность конструкции этой самоходки является то, что боевое отделение в ней расположено в средней части машины. Для размещения пушки предназначена полноповоротная полностью бронированная башня большого размера. Для входа и выхода экипажа в боковых стенках башни имеются специальные двери. Для посадки водителя в передней части корпуса имеется люк. Механизм заряжания орудия обеспечивает высокий для такого калибра темп стрельбы - 8 выстр./мин.

Изображение


Французская самоходная 155-мм гаубица MkF3

Танк AMX13, послуживший базой для этой самоходки, изготавливается с 1951 года. Серийное производство прекращено в 1964 году, но его база используется для создания многочисленного семейства боевых и вспомогательных машин. В конструкции гаубицы также использованы узлы и детали американских самоходок.

Боевая масса - 16,7 т
Экипаж и орудийный расчет - 9 чел
Вооружение - 155 мм гаубица М50
Длина ствола - 5,12 м
Дальность стрельбы - 20 км
Начальная скорость снаряда - 740 м/с
Вес снаряда - 43 кг
Углы обстрела: вертикальный - до 65 град., горизонтальный - 20 град. (налево), 30 град. (направо)
Скорострельность - 3 выстр./мин
Боекомплект - 25 выстрелов
Бронирование корпуса - 20 мм
Двигатель - 270 л.с.
Скорость - 60 км/час
Запас хода по шоссе - около 300 км
Габариты: длина - 6,22 м, ширина - 2,7 м, высота - 2,2 м

Самоходная гаубица начала поступать на вооружение французской армии в 1966 году. Она создана на несколько измененном шасси легкого танка АМХ-13.

Экипаж машины состоит из командира, механика-водителя (размещаются в носовой части бронированного корпуса) и орудийного расчета. Орудийный расчет, состоящий из 7 чел, а также часть боекомплекта перевозятся на бронетранспортере.

Устойчивость гаубицы при стрельбе обеспечивается двумя сошниками, закрепленными в кормовой части машины.

Изображение


Международная (Британия/Германия/Италия) самоходная 155-мм гаубица SP70

Любопытный пример международной кооперации. Машина начала разрабатываться в 1973 году. Серийное производство САУ началось в 1985 году.

Боевая масса - 43,5 т
Экипаж - 5 человек
Максимальная дальность стрельбы - 24 км (активно-реактивным снарядом - 30 км)
Боекомплект - 32 выстрела
Двигатель - дизельный 1000 л.с.
Максимальная скорость движения по шоссе - 68 км/час
Запас хода - 400 км
Габариты: длина - 7,6 м (по корпусу), высота - 2,8 м, ширина - 3,5 м

Эта САУ была разработана с использование агрегатов ходовой части западногерманского танка "Леопард". Является весьма современным орудием такого класса. По прогнозам иностранных военных специалистов будет находиться на вооружении и в 21 веке.

Изображение


Шведская самоходная 155-мм

В этой оригинальной конструкции сделана попытка автоматизировать весь процесс стрельбы. Разработка началась в начале пятидесятых годов. Цель - создать максимально автоматизированную систему, обладающую высокой начальной скоростью снаряда. Первый образец появился в 60-годах, серийный выпуск осуществляется с 1968 года. Заряжание происходит автоматически из специального магазина. Изготовитель - концерн Бофорс

Боевая масса - 53 т
Экипаж - 6 человека.
Масса снаряда - 48 кг
Вооружение - 155-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет
Дальность стрельбы - 25-30 км в зависимости от типа снаряда и номера заряда
Начальная скорость снаряда - 600-865 м/с
Скорострельность - 15-20 выстр./мин
Углы наведения: вертикальный от - 3 град. до + 40 град., горизонтальный 30 град.
Бронирование: корпуса - 15 мм, башни - 20 мм
Двигатели: газотурбинный - 300 л.с и дизельный 240 л.с.
Скорость - 40 км/час
Запас хода - около 400 км

Предшественницей шведской САУ VK155 была установка AVK151 с аналогичной пушкой, выпускавшейся с 1961 года. Установка VK155 была изготовлена в небольшом количестве (выпускалась с 1966 по 1968 год).

Это самоходное орудие имеет оригинальную конструкцию, не повторенную нигде более. В низкой передней части корпуса размещено моторно-трансмиссионное отделение. Водитель находится в средней части корпуса слева, а справа от него находятся системы охлаждения и воздухопитания двигателя. Боевое отделение, состоящее из левой и правой неподвижных броневых рубок, расположено в кормовой части машины. В левой рубке боевого отделения находится командир и наводчик, а в правой - радист и заряжающий.

Вооружение - 155-мм автоматическая пушка с длиной ствола 50 калибров, установленной открыто между левой и правой рубками, и 7,62-мм зенитный пулемет, монтируемый на крыше правой рубки. Орудие имеет клиновый полуавтоматический затвор. На казенной части орудия закреплен механизм заряжания. Подача снарядов осуществляется двумя лотками из магазина. Конструкция пушки позволяет вести как автоматический, так и одиночный огонь. Механизм горизонтальной наводки орудия ручной, а вертикальной - с помощью электродвигателя.

Силовая установка - комбинированная и состоит их дизельного и газотурбинного двигателей. Силовая передача - гидромеханическая. Подвеска ходовой части - гидропневматическая (при стрельбе выключается).

За самоходной установкой буксируется одноосный колесный прицеп с 64 выстрелами.

Изображение


Американская 203,2-мм самоходная гаубица М110А2

Весьма современное орудие разработки 1977 года. Поставки начаты с 1980 года. Состоит на вооружении армий США, Великобритании, Германии. Из гаубицы можно вести огонь как обычными осколочно-фугасными снарядами, так и снарядами в ядерном или химическом снаряжении. Силовая установка - дизельный двигатель.

Боевая масса - 28,3 т
Экипаж и расчет орудия - 10 чел
Дальность стрельбы - 22,9 км (активно-реактивным снарядом - 29 км)
Начальная скорость снаряда - 778 м/с
Масса осколочно-фугасного снаряда - 90,6 кг
Бортовой боезапас - 2 выстрела
Скорострельность - 1 выстр,/мин
Углы наведения: вертикальный - от 2 до 65 град., горизонтальный - 69 град.
Двигатель - дизельный 450 л.с.
Максимальная скорость - 55 км/час
Запас хода - 520 км

Эта установка является модернизированным вариантом самоходной гаубицы М110, выпускавшейся с 1961 года. Модернизация заключалась главным образом в установке орудия с более длинным стволом. Находится на вооружении стран НАТО. Основное назначение орудия - поражение наиболее важных объектов противника ядерными боеприпасами. Но в боекомплект гаубицы входят и осколочно-фугасные снаряды.

Экипаж машины состоит из механника-водителя (он же командир машины), двух наводчиков и двух заряжающих.

Гаубица имеет механизм заряжания (подъемник и досылатель) с гидравлическим приводом. Механизм заряжания может приводиться в действие и вручную. Для обеспечения устойчивости при стрельбе в кормовой части корпуса закреплен сошник бульдозерного типа с гидравлическим приводом.

Изображение


Американская 175-мм самоходная пушка

Конструкция этой машины выполнена под влиянием американских разработок. Находится на вооружении с 1962 года в Германии, Греции, Иране, Израиле, Испании и Великобритании.

Масса в боевом положении - 28,2 т
Дальность стрельбы - 32 км
Вес снаряда - 66,6 кг
Максимальная скорость - 55 км/час
Запас хода - 730 км
Полная длина - 11,3 м
Ширина - 3,14 м
Высота - 3,47 м

Принята на вооружение одновременно с 203,2-мм гаубицей М110. Для нее используется такое же шасси. Установка может перевозиться по воздуху тяжелыми военно-транспортными самолетами. В настоящее время считается устаревшей и постепенно снимается с вооружения во всех странах НАТО.

Изображение


Советская артиллерийская система Нона-СВК

Уникальная отечественная артсистема НОНА-СВК, сочетающая в себе свойства миномета и гаубицы. Калибр нарезного орудия - 120 мм. На вооружение поступает с 1990 года. Предшествующая модель НОНА-С (на шасси боевой машины десанта БМД-1) своим огнем не раз выручала наших десантников в Афганистане. Поднятый почти в зенит ствол позволял решать в горах такие задачи, с которыми не могли справиться гаубицы и пушки. В качестве базы для самоходного артиллерийского орудия используется шасси плавающего бронетранспортера БТР-80.

Боевая масса - 14,5 т
Максимальная дальность стрельбы - не менее 8,7 км
Наименьшая дальность стрельбы: снарядом - 1,72 км, миной - 0,4 км
Начальная скорость кумулятивного снаряда - 560 м/с
Скорострельность - 8-10 выстрелов в минуту
Высота - 2495 мм

Изображение


Южноафриканская 155-мм самоходная гаубица G-6

Разработка этого оригинального колесного самохода началась в конце 70-годов, а первый опытный образец появился в 1981 году. Выбор колесного шасси был обусловлен прежде всего особенностями рельефа местности ЮАР, а также необходимостью иметь большой запас хода. В качестве силовой установки использован дизельный двигатель воздушного охлаждения.

Боевая масса - 36,5 т
Экипаж - 5 человек
Дальность стрельбы - 30 км (активно-реактивным снарядом 39 км)
Скорострельность - 4 выстрела в минуту
Углы наведения: по вертикали - от - 5 град до + 75 град, по горизонтали - 360 град
Боекомплект - 47 снарядов и 52 заряда
Двигатель - дизельный воздушного охлаждения 525 л.с.
Максимальная скорость движения по шоссе - 90 км/час
Запас хода - 600 км
Габариты: длина корпуса - 9,2 м, ширина - 3,4 м, высота - 3,2 м

Установка создана в ЮАР государственной корпорацией АРМСКОР. Гаубица G-6 имеет следующую компоновку. В передней части корпуса размещается водитель в отделении управления. За ним находится моторно-трансмиссионное отделение, в котором размещается двигатель и автоматическая коробка передач. В корме машины и в полностью бронированной башне находится боевое отделение.

Все колеса самоходной установки ведущие. Подвеска колес - независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами. Во время стрельбы подвеска выключается. Кроме этого, перед стрельбой для снятия нагрузки на ходовую часть из корпуса выдвигаются четыре опоры.

Кроме ЮАР колесные самоходные установки такого калибра выпускались и в бывшей Чехословакии. Это 152-мм "Дана" и 155-мм "Зузана".

Изображение


Продолжение осмотра

В следующий зал

Оглавление