На базе чешского танка "Прага" была в 1943 году создана довольно удачная легкая противотанковая самоходная установка Хетцер, оснащенная 75-мм пушкой. Всего их в годы войны было выпущено 2600 штук. Хетцер показал себя весьма эффективным противотанковым оружием, сранительно дешевым в производстве, и являл собой пример удачного использования базы устаревшего танка. Удачные решения, заложенные в базовой машине, позволили сохранить неплохие ходовые качества. Хетцер применялся в основном на советско-германском фронте.
Боевая масса - 16 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение - 75-мм немецкая противотанковая пушка Рак39 и 7,92-мм пулемет
Боекомплект - 40 снарядов и 600 патронов
Бронирование: лоб корпуса - 80 мм, борт - 20 мм
Двигатель - карбюраторный 160 л.с.
Скорость - 42 км/час
Запас хода - 180 км/час
Стремление создать массовый и дешевый истребитель танков привел немецких конструкторов в 1943 году к мысли снова вернуться к шасси чешского танка LT-38. Для установки был создан низкий корпус по типу истребителя танков "Панцерегер 39" с большими углами наклона бронелистов. В связи с повышением массы (по сравнению с базовым танком) была усилена ходовая часть и повышена мощность двигателя.
Особенностью установки является то, что она имела совмещенное отделение управления, силовой передачи и боевое. Пушка была смешена в правую часть корпуса. Механик-водитель находился в передней части машины слева. За ним располагался наводчик орудия, а еще дальше - командир. Место заряжающего находилось в задней части справа. На крыше корпуса устанавливался пулемет с дистанционным управлением.
Производство этой установки было налажено в Чехословакии на заводах ВММ (бывшие CKD) и "Шкода". Находилась на вооружении истребительно-противотанковых подразделений пехотных дивизий вермахта. После окончания Второй мировой войны оставшиеся САУ были приняты на вооружение в Чехословацкой и Швейцарской армиях и находились там на вооружении до середины 60-х годов.
Эта средняя самоходная установка была создана для сопровождения средних танков Т-34 на шасси этого же танка. Она была оснащена 85-мм орудием. СУ-85, имея хорошую подвижность и мощное орудие, очень эффективно действовали в наступательных операциях.
Боевая масса -29,6 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение: 85-мм пушка Д-5С
Скорострельность - 8 выстр/мин
Масса снаряда (бронебойного/подкалиберного) - 9,2/4,99 кг
Начальная скорость снаряда (бронебойного/подкалиберного) - 792/1030 м/с
Боекомплект - 48 выстрелов
Бронезащита: маска пушки - 60 мм, лоб и борт корпуса - 45 мм
Двигатель - дизельный 500 л.с.
Максимальная скорость - 55 км/час
Запас хода - 300 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 8130 (5920) мм, ширина 3000 мм, высота - 2300 мм
Клиренс - 400 мм
В конце1942 года под Ленинградом был захвачен первый немецкий тяжелый танк Т-VI (H) "Тигр". Опытные стрельбы по корпусу трофейной машины показали, что огонь 45-мм, 76-мм пушек и 122-мм гаубиц на дальности 1000 метров мало эффективен. Лучшие результаты были получены при стрельбе из 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года и 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 года.
В мае 1943 года ГКО обязал промышленность создать САУ с 85-мм пушкой для непосредственного сопровождения средних танков. Разработка была поручена заводу Уралмаш и Центральному артиллерийскому конструкторскому бюро. Разработкой установки занялась группа конструкторов во главе с Л.И.Горлицким. Самоходное орудие создали на шасси среднего танка Т-34. На нем установили специально разработанную 85-мм пушку Д-5С. Позднее эти орудия стали устанавливать на танки Т-34-85. Компоновка машина такая же, как и у самоходки СУ-122. В начале августа 1943 года эти установки проходили испытания на Гороховецком полигоне. С августа 1943 года выпуск СУ-122 на заводе Уралмаш был прекращен, а СУ-85 поставлена на производство вместо нее. После принятия на вооружение танков Т-34-85 самоходные установки СУ-85 заменили более мощными. Всего за годы войны выпущено 2650 установок.
Это была одна из самых распространенных немецких самоходок сопровождения пехоты. Выпускалась она на шасси устаревшего танка Т-II в 1943-44 годах. Всего их построили около 700 штук. Гаубица устанавливалась в корме машины в рубке, лишенной крыши.
Боевая масса - 11,8 т
Экипаж - 4 чел.
Вооружение - 105-мм полевая гаубица обр. 18/2
Вес снаряда - 14,8 кг
Начальная скорость снаряда - 475 м/с
Боекомплект - 32 снаряда
Бронирование - 20-30 мм
Двигатель - 140 л.с.
Скорость, макс. - 40 км/час
Запас хода по шоссе - 220 км
Установка была создана на переделанном шасси легкого немецкого танка Т-II. Силовое отделение было смещено вперед, а ближе к корме установили открытую сзади и сверху рубку. Отсутствие крыши, наличие большого выреза в лобовом листе, расположение люка механика-водителя и люка силовой передачи в верхнем лобовом листе значительно ослабляли броневую защиту, что увеличивало уязвимость машины от всех видов огня. 105-мм легкая полевая гаубица была установлена на станке, обеспечивающем горизонтальный угол наводки 24 град. и возвышения 20 град. Установка была снабжена панорамным прицелом для ведения огня с закрытых огневых позиций. Для внешней связи на машине устанавливалась радиостанция. Внутренняя связь - световая.
Эти самоходные установки находились на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий.
Под эту гаубицу разработали базу с использованием трансмиссии от танка Т-III и ходовой части от Т- IV. Спереди, сбоку и частично сзади боевое отделение защищалось броневыми листами. Всего этих самоходок в 1943-44 годах выпустили свыше 700 штук.
Боевая масса - 23,5 т
Экипаж - 6 чел.
Вооружение - 150-мм тяжелая полевая гаубица FN18 обр.1918 года и 7,92-мм пулемет
Боекомплект - 20 выстрелов
Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса - 20 мм, рубка - 10 мм
Двигатель - 300 л.с.
Скорость, макс. - 40 км/час
Запас хода по шоссе - 200 км
Для самоходной установки "Панцерхаубитц" - III/IV ("Хуммель"/"Шмель") фирмой "Дойче Айзенверке"было разработано специальное шасси. Это шасси задумывалось как многоцелевая база для большого семейства САУ: противотанковых, зенитных, САУ поддержки и т.д. Агрегаты силовой установки и передачи были взяты от танка Т-III, а ходовая часть от танка Т-IV. Двигатель самоходки располагался в средней части машины, а трансмиссия в передней. Просторное боевое отделение находилось в задней части машины в полуоткрытой рубке. Гаубица распологалась на тумбе, обеспечивающей углы наведения по горизонтали - 30 град. и по вертикали + 42 град. Скорострельность гаубицы составляла 2 выстр./мин.
Установка находилась на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий вермахта.
Удачные конструктивные решения, заложенные в универсальное шасси, позволили смонтировать на его базе длинноствольную 88-мм противотанковую пушку Pak43 с длиной ствола 71 калибр. В ноябре 1942 года такие противотанковые САУ, получившие название "Хорнисе" (Шершень) были приняты на вооружение. В феврале 1944 года, когда в Германии проводили переименование бронетанковой техники, они получили новое наименование "Насхорн" (Носорог).
Разработка этой безбашенной машины, предназначенной для прорыва укрепленных полос противника, началась в 1943 году. Самоходка в целях снижения удельного давления на грунт снабжалась двойными гусеницами. Толщина брони этого артсамохода достигала фантастического значения 305 мм.
Боевая масса - 86 т
Экипаж - 8 человек
Вооружение: длинноствольная 105-мм пушка Т-5Е1 и 12,7-мм пулемет
Боекомплект - 62 снаряда и 660 патронов
Бронезащита: маска пушки и лоб корпуса - 305 мм, борт - 50 мм
Двигатель - карбюраторный 410 л.с.
Скорость - 13 км/час
Разрабатывался фирмой "Пасифик Кар энд Фаундри" как тяжелый безбашенный танк для прорыва укрепленных полос противника. Однако, эту машину правильнее причислить к классу штурмовых самоходных установок. Передняя часть корпуса литая. Угол горизонтального обстрела пушки 20 град. Часть элементов силовой передачи и ходовой части были заимствованы с американских танков М-26 и Т-23. Силовая передача гидромеханическая. Установка отличалась значительными габаритами (ширина 4394 мм), большой массой и низкой подвижностью.
Изготовлено в конце 1945 года два опытных образца. К производству танк не был принят.
Для борьбы с немецкими тяжелыми танками и самоходками, имеющими бронирование до 250 мм, в 1944 году появилась средняя самоходная установка СУ-100. К началу 1944 года танки Т-34 были вооружены 85-мм пушкой, вследствие чего СУ-85 утратили свое значение как орудие сопровождения. На базе танка Т-34-85 установили новую мощную пушку, переделанную из морской зенитной. Практически бронебойные снаряды прошивали броню тигров и пантер.
Боевая масса - 31,6 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение - 100-мм пушка Д-10 С
Скорострельность - 6-8 выстр/мин
Начальная скорость бронебойного снаряда - 900 м/с
Боекомплект - 34 выстрелов
Толщина пробиваемой брони на дальности 1000 м - до 160 мм
Бронезащита: маска пушки - 110 мм, лоб корпуса - 75 мм, борт корпуса - 45 мм
Двигатель - дизельный 500 л.с.
Максимальная скорость - 50 км/час
Запас хода - 310 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 9450 (5920) мм, ширина - 3000 мм, высота - 2245 мм
Клиренс - 400 мм
Принята на вооружение в июле 1944 года. Серийное производство началось осенью 1944 года на заводе Уралмаш вместо установки СУ-85. В сентябре 1944 года первые самоходные установки были направлены на фронт, где получили высокую оценку. Конструктивно СУ-100 выполнена также, как и ее предшественница. Однако, она имела лучшую бронезащиту. Внешнее отличие новой установки от СУ-85 состоит в том, что справа в рубке расположена цилиндрическая командирская башенка, выступающая за габариты боковой стенки.
На СУ-100 устанавливалась 100-мм переделанная морская пушка имевшая дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по танку - 1100 метров. Имея мощные бронезащиту и вооружение, она привлекалась к выполнению задач по уничтожению огневых средств и танков противника как огнем прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций.
Всего за годы войны было выпущено 1350 установок.
Как только в 1943 года появился на вооружении тяжелый танк ИС-1, на его базе решили создать полностью бронированную самоходную установку. Уже до конца 1943 года было выпущено 35 установок, вооруженных 122-мм полевой пушкой образца 1937 года.
Боевая масса - 45,5-46 т
Экипаж - 5 чел
Вооружение - 122-мм пушка А-19 (на ИСУ-122) и Д-25 С(на ИСУ-122С)
Скорострельность - 2-3 выстр/мин у ИСУ-122 и 3 выстр/мин у ИСУ122С
Масса бронебойного снаряда - 25 кг
Начальная скорость бронебойного снаряда - 800 м/с
Боекомплект - 30 выстрелов
Толщина пробиваемой брони на дальности 500 м - до 139 мм
Бронезащита: маска пушки - 120 мм, лоб корпуса - 90 мм, борт корпуса - 75 мм
Двигатель - дизельный 520 л.с.
Максимальная скорость - 35 км/час
Запас хода - 220 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 9850 (6770) мм, ширина - 3070 мм, высота - 2480 мм
Клиренс - 470 мм
Снятие с производства тяжелого танка КВ-1С (Клим Ворошилов) и начало производства танков новой серии ИС (Иосиф Сталин) повлекло за собой и необходимость создания новых тяжелых самоходных артилерийских установок на новом шасси. Массовое производство новых 152-мм "зверобоев" началось в 1944 году в Челябинске на заводе № 100 - названном еще в то время "танкоградом". Однако, программа выпуска ИСУ-152 не была полностью обеспечена необходимым количеством 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20С, и поэтому на заводе был налажен параллельный выпуск самоходок ИСУ-122, вооруженных 122-мм пушкой А-19 обр. 1937 года. Люлька и противооткатные устройства 122-мм пушки А-19 были одинаковы со 152-мм гаубицей-пушкой обр. 1937 года, что позволяло заводу изготовителю использовать любой ствол из этих калибров. Впоследствии, с принятием на вооружение 122-мм танковой пушки Д-25С обр. 1943 года с клиновым полуавтоматическим затвором, эта пушка также устанавливалась на самоходку, получившую название ИСУ-122С. Внешнее ее отличие от предшественницы заключалось в наличии дульного тормоза и изменении формы маски пушки. Всего за годы войны было выпущено 1760 установок.
Базой для создания тяжелой самоходки послужил тяжелый танк ИС (между прочим ИС было сокращением от Иосиф Сталин). Дело в том, что конструктивные недостатки трансмиссии СУ-152 ограничивали использование этой машины. Новый танк ИС-1 не имел этих недостатков. В сентябре 1943 года состоялся выпуск новой боевой машины с усиленным бронированием. Так, лобовая броня имела толщину 120 мм вместо 60 у СУ-152. Повысились и скоростные возможности установки.
Вообще говоря, характерная особенность советской самоходной артиллерии периода войны - использование шасси новейших танков и применение наиболее мощных артиллерийских орудий.
Калибр отечественного самоходного орудия, как правило, был на ступень выше, чем у танка, на шасси которого размещалось данное орудие. Так, если у танка Т-34 была сначала 76-мм пушка, то самоходная установка на том же шасси имела 85-мм пушку; если в 1944 году Т-34 вооружается 85-мм пушкой, то в том же году на его шасси создается уже 100-мм самоходная пушка. В тех случаях, когда возникали принципиальные трудности размещения мощных орудий на танковых шасси, приходилось вносить существенные изменения в конструкцию артиллерийской части, иногда заново разрабатывать целые узлы.
Боевая масса - 45,5-46 т
Экипаж - 5 чел
Вооружение - 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С
Скорострельность - 2 выстр/мин
Масса снаряда (бронебойного/оск.-фугасного)- 48,78/43,5 кг
Начальная скорость бронебойного снаряда - 655 м/с
Дальность прямого выстрела по танку - 700 м
Боекомплект - 20 выстрелов
Толщина пробиваемой брони на дальности 2000 м - свыше 100 мм
Бронезащита: маска пушки - 120 мм, лоб корпуса - 90-120 мм, борт корпуса - 90 мм
Двигатель - дизельный 520 л.с.
Максимальная скорость - 35 км/час
Запас хода - 220 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 9050 (6770) мм, ширина - 3070 мм, высота - 2480 мм
Клиренс - 470 мм
Выпускалась вместе с установкой ИСУ-122 на заводе № 100 в Челябинске. Всего за годы войны было выпущено 1785 самоходок. Экипаж установки состоял из командира, наводчика, заряжающего, замкового и механика-водителя. Боевая рубка имела шестигранную форму. Орудие крепилось на специальном станке и было смещено к правому борту. В боевом отделении кроме вооружения и боеприпасов находились топливные и масляные баки.
Применение самоходных артиллерийских установок во время Великой Отечественной войны ни в коей мере не представляло собой временной меры, с помощью которой восполнялся недостаток танков. Самоходная артиллерия оказалась совершенно новым видом оружия. САУ находились на вооружении танко-самоходных и самоходно-артиллерийских частей, которые придавались стрелковым дивизиям по мере необходимости. Действовала самоходная артиллерия, как правило, за линией танков и своим огнем поддерживала наступающие впереди танки.
Самоходные артиллерийские установки ИСУ-122 и ИСУ152 состояли на вооружении Советской Армии, Войска Польского, а после войны и в Чехословакии. В начале 60-х годов один полк, вооруженный ИСУ-152 находился в составе армии Египта.
Разработка этой самоходки была завершена в конце пятидесятых годов. Вполне очевидно, что конструктивно - это развитие немецких установок, выпускавшихся в годы войны. В период 1964-65 годов было выпущено 750 таких машин.
Боевая масса - 25,7 т
Экипаж - 4 чел.
Вооружение - 90-мм пушка, 2-7,62 мм пулемета
Боекомплект - 51 выстрел и 4000 патр.
Масса снаряда - 10,81 кг
Начальная скорость снаряда - 930 м/с
Бронезащита- 30 мм
Двигатель - дизельный 500 л.с.
Максимальная скорость - 70 км/час
Запас хода - 400 км.
В отечественной литературе эта САУ была названа - 90-мм самоходная установка "Ягдпанцер". Изготовление их осуществлялось фирмами "Ганомаг" и "Хейншель". Для установок было создано специальное шасси. Герметизированный корпус самоходки сварен из катанных броневых листов, установленных с большими углами наклона. Однако, 30-мм броня обеспечивала защиту только от осколков и огня крупнокалиберных пулеметов. Машина имеет небольшие габариты по высоте -2085 мм.
Установка вооружена 90-мм противотанковой пушкой "Рейнметалл" длиной 40,4 калибра, спаренным с ней 7,62-мм пулеметом и 7,62-мм зенитным пулеметом. Для стрельбы из пушки использовались те же боеприпасы, что и для американских танков М47 и М48, находившихся в то время на вооружении бундесвера. Выстрелы пушки - унитарные. Ствол пушки имеет эжекционное устройство для продува канала ствола и дульный тормоз. Заряжание орудия производится вручную. Все члены экипажа имеют для наблюдения перископические призменные приборы. Прицел наводчика - телескопический, у командира - панорамный. Для вождения машины ночью применялся комплект инфракрасных приборов.
Четырехтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения скомпонован в одном блоке с силовой передачей. Силовая передача гидромеханическая с полуавтоматическим приводом управления. Коробка передач - планетарная с электрическим приводом управления. Подвеска машины - торсионная независимая с гидравлическими амортизаторами. Для преодоления водных преград на машине имеется оборудование для подводного вождения (глубина преодолеваемого брода - 2,1 м).
САУ находилась на вооружении истребительно-противотанковых рот мотопехотных и танковых бригад ФРГ. Для своего времени это была весьма совершенная с технической точки зрения боевая машина.
Кроме 90-мм САУ на этом же шасси в 1967 году была создана установка RJPz2 "Ракетенягдпанцер", оснащенная французкими ПТУР SS-11. Эта машина выпускалась с 1967 года. После модернизации, проведенной фирмой "Тиссен-Хеншель", в 1978 году началось изготовление самоходной противотанковой пусковой установки RJPz3 с ПТУР "Хот". Эти установки получили название "Ягуар-1".
Являлась базовым артиллерийским орудием огневой поддержки во французской армии. На вооружение принята в 1952 году. До сих пор находится на вооружении в Нидерландах, Марокко. В Израиле с вооружения снята.
Боевая масса - 16,5 т
Экипаж - 5 чел
Вооружение - 105-мм гаубица, 7,5-мм пулемет
Длина ствола - 33 калибра
Дальность стрельбы - 11,5 км
Угол возвышения - от- 4 до +70 градусов
Скорострельность - 8 выстр/мин
Боекомплект - 56 выстрелов
Бронирование: корпуса - 40 мм, башни 40 мм
Двигатель - карбюраторный - 250 л.с.
Скорость - 60 км/час
Запас хода по шоссе - 400 км
Полная длина - 6,4 м
Высота - 2,7 м
Ширина - 2,65 м
Установка АМХ-105А выполнена на шасси легкого французского танка АМХ-13 (раннее название этого танка - АМХ-51). 105-мм гаубица М50 обр. 1950 года установлена в рубке без крыши. Катанные листы лобовой части рубки имеют небольшой наклон, бортовые установлены вертикально. Для увеличения объема боевого отделения борта рубки разнесены до края подкрылков. Экипаж машины состоит из командира, наводчика, механика-водителя и двух заряжающих.
Силовое отделение и отделение управления расположены в передней части машины, а боевое - в кормовой части. Двигатель - восьмицилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. Подвеска ходовой части независимая, торсионная с гидравлическими амортизаторами.
Для стрельбы из гаубицы имеется панорамный прицел. Боекомплект самоходки состоит из осколочно-фугасных и бронебойных снарядов с раздельным заряжанием.
В 1965 году установка подверглась модернизации. На САУ АМХ-105В вместо рубки установлена вращающаяся башня с крышей. Толщина брони башни - 15 мм. Вооружение - 105-мм гаубица с более длинным стволом. Механизмы наведения снабжены ручным и электрическим приводами. Заряжание ручное и автоматическое. Боекомплект новой установки составил 74 выстр.