В предыдущий зал

К предыдущим экспонатам

Оглавление


Зал №8. Самоходная артиллерия (продолжение 1).


Немецкая самоходная 76,2-мм противотанковая пушка на шасси танка М1

Характерной особенностью этого немецкого артиллерийского самохода является то, что в нем использовалась трофейная советская пушка Ф-22.

Боевая масса 11,5 т
Экипаж - 4 чел
Вооружение - советская дивизионная пушка Ф-22, пулемет
Масса снаряда - 6,3 кг
Начальная скорость снаряда (бронебойного/подкалиберного) - 740/960 м/с
Двигатель - карбюраторный 140 л/с
Скорость по шоссе - 50 км/час
Габариты: длина - 5600 мм, ширина - 2300 мм, высота - 2600 мм
Клиренс 290 мм

В ходе боевых действий против Советской Армии в начале Великой Отечественной войны германское командование столкнулось с неэффективностью состоящей на вооружении вермахта противотанковой артиллерии. Недостаток времени на разработку новых орудий, а также немецкая бережливость предопределили приказ Управления Вооружений о разработке самоходной установки с использованием узлов танка Т-2 и трофейной советской полевой пушки Ф-22, обладавшей хорошей бронепробиваемостью. Эти орудия были в большом количестве захвачены немецкой армией в начальный период войны. Установка производилась фирмой "Алкет" с мая 1942 года.

Позже, когда советские войска перешли в наступление и появились трофейные фашистские танки, опытом немецких конструкторов воспользовались и в СССР. На шасси немецких танков Т-III и отечественной пушки была создана 76-мм противотанковая установка СУ-76-И.

Изображение


Советская самоходная установка СУ-76М

У нас в 1943 году был изготовлен первый опытный образец 76-мм самоходной пушки на базе легкого танка Т-70. Эта установка получила название СУ-76 и предназначалась в качестве штурмового самоходного орудия для уничтожения прямой наводкой огневых средств и танков противника. Имея в боекомплекте бронебойный снаряд, установка на расстоянии 500 м пробивала танковую броню толщиной до 70 мм. Образец был принят на вооружение, однако в первых же боях выявилась недостаточная надежность установки. Конструкцию пришлось срочно доработать, и она получила название СУ-76М. Установка оказалась пригодной для стрелковых подразделений. Для подразделений же, вооруженных танками с 76-мм пушками, СУ-76М представлялась недостаточно мощной и своими ходовыми качествами не удовлетворяла танковые подразделения.

Боевая масса - 10,5 т
Экипаж - 4 чел.
Вооружение - 76-мм пушка ЗИС-3
Боекомплект - 60 снарядов
Толщина лобовой брони - 25 мм
Двигатель - два ГАЗ-203 по 70 л.с.
Макс.скорость - 45 км/час
Запас хода по шоссе - 270 км
Габариты: длина полная - 4966 мм, ширина - 2715 мм, высота - 2100 мм
Клиренс - 300 мм

Самоходка была разработана в КБ завода № 38 в Мытищах под руководством М.И.Щукина. Для того, чтобы установить 76-мм пушку ЗИС-3 на шасси легкого танка Т-70, пришлось усилить его ходовую часть (добавлено по одному опорному катку на каждую сторону). На установке СУ-76 применялось параллельное размещение двух карбюраторных двигателей и двух коробок передач, размещенных по бортам корпуса в передней части. Это была установка полного бронирования. Начала поступать на вооружение Красной Армии в начале 1943 г. Первое боевое крещение установка получила во время Курской битвы.

Опыт эксплуатации САУ потребовал ее срочной модернизации, что и было произведено уже в 1943 году. Новая установка называлась СУ-76М и отличалась тем, что боевое отделение этой машины в корме и сверху не имело брони и закрывалось брезентом. Прицельное приспособление - штатное от 76-мм пушки ЗИС-3, специального прицела для стрельбы прямой наводкой не имелось. Командир установки мог управлять действиями экипажа при помощи танкового переговорного устройства, а механика-водителя - световыми сигналами. Два двигателя машины соединялись последовательно и размещались на правом борту. Коробка передач устанавливалась только одна. После танка Т-34 это наиболее массовая отечественная боевая машина. Всего за время войны было выпущено 12742 установки.

Кроме установки СУ-76М в январе 1943 года постановлением ГКО было решено разработать САУ с использованием 76-мм пушки Ф-34 обр.1940 года на шасси трофейных танков Т-III. Такие установки прошли испытания и поступили на вооружение войск под наименованием СУ-76-И. Всего было выпущено 1200 машин.

Изображение


Советская колесная самоходная установка КСП-76 ("ГАЗ - 68")

У конструкторов Горьковского автозавода в 1943 году возникла идея создать в дополнение к СУ-76М быстроходную колесную самоходку. Машина обладала низким открытым сверху бронекорпусом с рациональным наклоном бронелистов. Броня защищала экипаж от стрелкового огня, выдерживала попадание осколков и крупнокалиберных пуль. Внутри корпуса была расположена дивизионная 76-мм пушка. В корме самоходки размещался танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 с усиленными системой охлаждения и маслорадиатором. Однако, война шла к концу, и было ясно, что наши войска завершат ее тем оружием, выпуск которого был уже освоен промышленностью. Поэтому колесная самоходка не пошла в серию.

Колесная формула - 4x4
Боевая масса - 5,34 т
Экипаж - 3 чел.
Вооружение - 76-мм пушка обр. 1942 г. ЗИС-3
Боекомплект - 58 снарядов
Толщина брони: лобовой - 16,5 мм , бортовой - 7 мм
Двигатель - карбюраторный 85 л.с.
Максимальная скорость - 77 км/час
Запас хода по шоссе - 580 км
Угол подъема - 30 град.

Главный конструктор установки - В.А.Грачев. На машине применялись пулестойкие (из густматика) шины с эффективными грунтозацепами. У командира машины имелась радиостанция. Серийно не производилась.

Изображение


Немецкая штурмовая самоходная установка "Штурмгешютц 40"F

Опытная пария этих самоходок появилась в 1940 году. В 1942 году в войска стали поступать машины с 75-мм пушкой длиной 43 калибра. Эти самоходки имели хорошую проходимость и подвижность, более или менее надежную броневую защиту, а 75-мм пушки - высокую скорострельность и бронепробиваемость. Они оказались весьма эффективным средством поддержки пехоты, а позднее - борьбы с танками. За годы войны их было выпущено 10500 штук.

Боевая масса - 24 т
Экипаж - 4 чел.
Вооружение: 75-мм пушка, пулемет
Боекомплект - 54 снаряда
Бронирование: корпус - 50 мм, рубка -30 мм
Двигатель - 300 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 40 км/час
Запас хода по шоссе - ок.160 км

Одна из наиболее известных самоходных противотанковых установок, применявшихся немцами в годы второй мировой войны. В отечественной литературе получила название "Артштурм", а в немецкой армии прозвище "Штуммель" (обрубок). Была разработана фирмой "Даймлер-Бенц". На САУ модификаций от "А"до "Е" (в Германии их называли "штурмовые орудия") устанавливались 75-мм короткоствольные пушки Круппа с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с. Первый опыт боевого применения этой САУ во время войны с Францией в мае-июне 1940 года показал их высокую эффективность, и немецкое командование приняло решение на развертывание производства этого типа боевых машин. Однако, столкновения этой САУ с советскими танками показали явную слабость короткоствольного 75-мм орудия. Уже в начале 1942 года в войска начали поступать установки модификации "F", вооруженные 75-мм пушкой фирмы "Рейнметалл-Борсинг" с длиной ствола 43 калибра. Вес установки увеличился до 21,6 тонны. В середине 1942 года установку снова модернизировали (модификация "G"). На ней была установлена новая 75-мм пушка с длиной ствола в 48 калибров. Толщина лобовой брони увеличилась до 80-мм (за счет дополнительного экрана). Масса штурмового орудия возрасла почти до 24 тонн. В таком виде эта САУ выпускалась почти без изменений до конца войны (добавилась только разновидность с орудийной маской типа "свиная голова").

Кроме перечисленных штурмовых орудий, на шасси танка Т-III в Германии выпускались также установки с короткоствольной 105-мм гаубицей - "Штурмхаубитц 42" и 150-мм гаубицей - "Штурминфантериегершютц 33".

Изображение


Немецкая противотанковая установка"Ягд-Пантера"

На базе танка "Пантера" немцы в 1943 году построили эту самоходку. Всего их было выпущено 392 штуки. У самоходки был сильно скошенный лобовой лист рубки. Ее подкалиберный снаряд пробивал на дистанции 1000 м броню толщиной до 200 мм. Просторное боевое отделение облегчало работу экипажа. Это был один из лучших немецких артсамоходов второй мировой войны.

Боевая масса - 46 т
Экипаж - 5 чел.
Вооружение: 88-мм пушка Pak 43/3 (длина ствола 71 калибр), 7,92 мм пулемет
Боекомплект - 60 снарядов и 300 патронов

Толщина брони: лобовой - 80 мм , бортовой - 50 мм
Двигатель - 700 л.с.
Максимальная скорость - 50 км/час
Запас хода - 160 км

САУ разработана инженерами фирмы "Крупп" на шасси танка Т-V "Пантера". Она считается одной из наиболее мощных противотанковых САУ Второй мировой войны. Производство САУ началось в январе 1944 года фирмой МИАГ. В декабре 1944 года к ее серийному производству подключилась также фирма MNH.

Установка вооружалась таким же 88-мм орудием, как и САУ "Фердинанд", "Насхорн" и танк "Королевский тигр". Кроме орудия установка оснащалась пулеметом, который находился справа от пушки. Машина имела приспособление для удаления пороховых газов из канала ствола и рубки боевого отделения. Так же, как и на танке Т-V "Пантера" двигатель располагался в корме машины, а ведущие колеса спереди. Это, с одной стороны, позволило равномерно распределить нагрузку на опорные катки, а с другой увеличивало высоту машины, т.к. элементы силовой передачи находились под днищем боевого отделения. Мощное вооружение в комплексе с удачной конфигурацией корпуса и достаточной подвижностью ставят эту установку в ряд сильнейших противотанковых САУ Второй мировой войны. Всего было выпущено около 400 машин. Находилась на вооружении тяжелых истребительно-противотанковых частей вермахта.

Изображение


Немецкий истребитель танков "Элефант"

Интересна история создания этого артсамохода, вошедшего в историю под названием "Фердинанд" (по имени главного конструктора Фердинанда Порше), появившаяся на советско-германском фронте в 1943 году. В Германии первоначально танк Т-6 не пошел в производство по целому ряду причин, основной из которой являлся провал фирмы Рейнметалл в изготовлении башни с пушкой. Поэтому в передней части бывшего танка соорудили полностью забронированную рубку с наклоном броневых листов. В этой рубке конструкторы установили 88-мм длинноствольную пушку. Причем длину ствола вытянули до 71 калибра. Благодаря этому ее подкалиберный снаряд с огромной начальной скоростью пробивал с 1000 метров броню толщиной около 200 мм. Броня этого 68-т колосса не пробивалась нашими противотанковыми и 76-мм пушками. Два двигателя "Майбах" по 300 лошадиных сил позволяли этому самоходу двигаться со скоростью всего около 20 км в час. Запас хода по шоссе составлял 180 км. Официальное название машины - истребитель танков "Элефант" (Слон). Во время войны самоходка показала себя недоработанной машиной, крайне уязвимой в ближнем бою. С дальних же дистанций она зарекомендовала себя весьма опасным противником танков.

Боевая масса - 68 т
Экипаж - 6 чел.
Вооружение - одна 88-мм пушка Рак 43/2
Боекомплект - 63 снаряда
Толщина брони: лоб корпуса и рубки - 200 мм, борт - 80 мм
Двигатель - два по 300 л.с.
Скорость - 20 км/час
Запас хода - 180 км

В исторической литературе можно встретить и другое название этой машины - "Тигр" Порше. Так его называет в своих "Воспоминаниях солдата" родоначальник немецких танковых войск генерал Гейнц Гудериан. Это произошло потому, что заказ на разработку тяжелого танка был получен двумя фирмами: "Хеншель" и "Порше-КГ". После долгого соревнования на вооружение был принят танк фирмы "Хеншель" под маркой Т-VI(H) "Тигр" (главный конструктор Эрвин Адерс). Однако, не дожидаясь результатов испытаний, на одной из фирм Круппа было изготовлено 90 корпусов для танка Фердинанда Порше. Пускать на переплавку готовые корпуса было не рентабельно и впоследствии им было найдено применение. Они использовались для создания истребителя танков "Элефант". Авторитет талантливого конструктора в глазах Гитлера был высок, и именно по его настоянию отвергнутому образцу тяжелого танка было дано обозначение Т-VI "Тигр"(Р) - "Тигр" Порше.

Самоходная установка имела электротрансмиссию: на валах ее двух двигателей стояли электрогенераторы постоянного тока напряжением 385 вольт, питавшие электромоторы, которые, в свою очередь, приводили в движение ведущие колеса. Перевод силового генератора на режим работы электродвигателя позволял производить запуск одного из двигателей, в случае, если другой двигатель был пущен. В случае необходимости была предусмотрена возможность запуска двигателей с буксира. Для этого тяговые электродвигатели работали в режиме генераторов, а генератор пускаемого двигателя - в режиме электродвигателя.

Для облегчения управления такой тяжелой машиной применялись гидроусилители. Двигатели "Майбах", спаренные с генераторами, находились в средней части машины, а электродвигатели с бортовыми редукторами и ведущие колеса - сзади. Подвеска машины - торсионная с продольным их расположением на сблокированных тележках. Самоходка имела значительную высоту - 3,2 метра.

Малоподвижная, с ограниченным углом горизонтального обстрела пушки (24 град.) установка, хотя и была грозным соперником танков на дальних дистанциях, но в ближнем бою оказалась весьма уязвимой.

Первые 90 самоходных установок "Фердинанд" из 653 и 654-го батальонов истребителей танков 9-й немецкой армии генерала Моделя принимали участие в боях на северном выступе Курской дуги (июль 1943 г.). Находилась на вооружении тяжелых истребительно-противотанковых частей. Всего выпущено 120 машин.

Изображение


Советская самоходная установка СУ-122

Наряду с СУ-76М на вооружение Советской Армии была принята средняя самоходная установка СУ-122 со 122-мм гаубицей на шасси танка Т-34. Эта самоходка имела хорошую броневую защиту и проходимость, но ее боевые возможности уже отставали от требований времени; появившиеся у противника тяжелые танки "тигр" не пробивались снарядом этой установки уже с расстояния 1000 метров.

Боевая масса - 30,9 т
Экипаж - 5 чел.
Вооружение - 122-мм гаубица М-30 обр. 1938 г
Дальность прямого выстрела по танку - 600 м
Боекомплект - 40 выстрелов
Броня - 75...45 мм
Мощность двигателя 500 л.с.
Максимальная скорость - 55 км/час
Запас хода по шоссе - 350 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 6950 (6100) мм, ширина - 3000 мм, высота - 2235 мм
Клиренс - 400 мм

Первые две САУ СУ-122 (заводское обозначение СУ-35) проходили испытания на Гороховецком полигоне с 9 декабря 1942 года. Производились СУ-122 на Уральском заводе. Первая партия машин в количестве 25 штук была изготовлена к 1 января 1943 года и в конце января отправлена на Волховский фронт. Производство установки продолжалось до августа 1943 года, после чего она была заменена САУ с 85-мм пушкой. В конце 1943 года из-за недостаточной эффективности пушки в борьбе с танками установка снята с вооружения.

СУ-122 предназначалась для сопровождения пехоты в наступлении. По сравнению с танком в ней был изменен бронекорпус, который имел боевую рубку. Гаубица размещалась в переднем наклонном бронелисте. Наводка орудия на цель осуществлялась следующим образом: грубая - поворотом всей машины, точная - поворотом гаубицы относительно корпуса. Всего было выпущено 640 установок.

Изображение


Немецкий истребитель танков "Панцер IV-ланг"

Машина была вооружена 75-мм пушкой Рак 39. Лобовые и верхние броневые листы ее корпуса имели рациональные углы наклона. Однако, этой самоходке, выпускавшейся с 1943 года, оказалась не по зубам броня тяжелых советских танков. С августа 1944 года в войска стали поступать самоходки с длинноствольной 75-мм пушкой, такой же как и на танках "Пантера". Эти машины были весьма эффективным противотанковым оружием. К концу войны они почти вытеснили артиллерию на механической тяге. Производство таких машин превысило в 1944 году производство танков.

Боевая масса - 25,8 т
Экипаж - 4 чел Вооружение: 75-мм пушка и 7,92-мм пулемет
Боекомплект - 55 выстрелов
Бронирование корпуса и рубки - 80 мм
Двигатель - карбюраторный 300 л.с.
Скорость - 35 км/час
Запас хода по шоссе - 210 км

Немецкое командование уделяло большое внимание самоходным противотанковым пушкам ( в Германии они назывались "истребители танков"). Опыт боевых действий на Восточном фронте показал, что для успешной борьбы с танками необходима не только хорошая пушка, но и хорошо защищенное и высокоподвижное шасси. Именно поэтому было решено для данного типа самоходок использовать шасси среднего немецкого танка Т-IV. Первые установки, разработанные фирмой "Вомаг", под названием "Панцерегер 39" начали поступать на вооружение с декабря 1943 года. Самоходка на вооружении истребительно-противотанковых подразделений танковых дивизий.

Низкий силуэт машины в комплексе с хорошей бронезащитой делали этот истребитель танков малоуязвимым. Однако, выдвинутый значительно вперед ствол пушки затруднял движение машины по пересеченной местности. Кроме того, дальнейшая модернизация машины, связанная с установкой более мощной пушки (как на танке "Пантера"), привела к перетяжелению носовой части самоходки. Это, в свою очередь, приводило к быстрому выходу из строя ходовой части, особенно передних катков. Указанная модернизация была проведена в 1944 году. Самоходка получила название "Панцер IV-ланг". Кроме перечисленных самоходок, на шасси танка Т-IV фирмой Крупп с 1943 года выпускалась также 75-мм самоходная установка "Ягдпанцер IV".

Изображение


Немецкая самоходная 380-мм установка "Штурмтигр"

Эти артсамоходы, появившиеся в 1944 году, использовались немцами для борьбы с мощными долговременными сооружениями. Реактивные снаряды могли поражать противника на расстоянии до 4600 м. Орудие предназначалось для навесной стрельбы.

Боевая масса - 68 т
Экипаж - 4 чел.
Вооружение: 380-мм мортира и 7,92-мм пулемет
Масса снаряда - 345 кг
Боекомплект - 13 снарядов
Толщина лобовой брони - 150 мм
Двигатель - карбюраторный 700 л.с.
Скорость по шоссе - 40 км/час
Запас хода - 120 км

Создана на шасси тяжелого немецкого танка T-VIH "Тигр"с использованием некоторых узлов танка T-VIB "Тигр II" ("Королевский тигр") в 1943 году. Производство началось на фирме "Алкет" в августе 1944 года. Всего до конца войны было выпущено 18 установок. Установки были предназначены для разрушения фортификационных сооружений и уничтожения больших масс пехоты.

Конструктивной особенностью орудия этой установки являлось то, что снаряды мортиры имели готовые выступы и при заряжании входили в нарезы ствола. Низкое давление пороховых газов обусловило отсутствие противооткатных устройств. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 90 м/сек. Загрузка боеприпасов в машину осуществлялась с помощью подъёмно-поворотного устройства, закрепленного на кормовом листе рубки.

В боекомплект самоходки входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды. Фугасный снаряд весом 345 кг имел разрывной заряд массой 125 кг и позволял производить значительные разрушения.

Изображение


Советская самоходная установка СУ-152

Для борьбы с тяжелыми танками противника была срочно создана самоходка СУ-152 на базе тяжелого танка КВ-1с. Первая партия этих машин в количестве 35 штук 1 марта 1943 года прибыла под Курск. Установка была оснащена 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С. Скорострельность орудия составляла 2 выстрела в минуту. Имея большой вес, СУ-152 не обладала достаточной подвижностью, чтобы сопровождать средние танки.

Боевая масса - 45,5 т
Экипаж - 5 чел.
Вооружение 152-мм пушка гаубица-пушка МЛ-20С
Начальная скорость снаряда - 600 м/с
Толщина пробиваемой брони на дальности 2000 м - 100 мм
Боекомплект - 20 выстрелов
Толщина брони: лоб корпуса - 70 мм, маска пушки - 120 мм, борт 60 мм
Двигатель 600 л.с.
Максимальная скорость - 43 км/час
Запас хода - 330 км
Габариты: длина полная (по корпусу) - 8950 (6750) мм, ширина 3250 мм, высота - 2450 мм
Клиренс - 440 мм

Еще в 1942 году в СССР велись работы по созданию тяжелой САУ ("истребителя дзотов"). Однако, тогда удовлетворительного решения найдено не было. Зимой 1942 года стало известно о создании в Германии тяжелых танков под названием "Тигр". Именно поэтому 4 января 1943 года было принято специальное решение Государственного комитета обороны о срочном создании и производстве в Челябинске на знаменитом "Танкограде" на шасси тяжелого танка КВ-1С 152-мм САУ. На создание установки выделялось 25 суток! Коллектив конструкторов по этой самоходке официально возглавил Л.С. Троянов, под руководством которого перед войной была создана СУ-100Y. Однако, к работам над необычной артиллерийской установкой под общим управлением наркома вооружений Д.Ф. Устинова были привлечены видные конструкторы оружия Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов, Ф.Ф. Петров и другие. Самоходная установка увидела свет раньше намеченного срока - 25 января первый её образец был собран.

Испытания изготовленного образца, проходили в живописных местах уральской Швейцарии - на Чебаркульском полигоне. Они были завершены 7 февраля 1943 года и постановлением ГКО от 14 февраля установка СУ-152 была принята на вооружение Советской Армии. Вот так умели работать в то время!

В июле 1943 года первые СУ-152 на одном из участков фронта в районе Курской дуги вступили в бой с фашистскими танками "Тигр" и САУ "Фердинанд". Применение СУ-152 было полной неожиданностью для немцев и оказало на них ошеломляющее воздействие. Попадание 152-мм бронебойного ( массой 49 кг) или осколочно-фугасного снаряда в башню тяжёлого танка"Тигр" срывало ее с корпуса танка. Разрыв 152-мм осколочно-фугасного снаряда в 2-3 метрах от среднего немецкого танка Т-IV срывал с него башню или полностью выводил из строя его ходовую часть.

В нашей армии САУ получила неофициальное название "зверобой" за её способность уверенно бороться с немецкими "зверями" - "Тигр", "Пантера"и др. В производстве установка находилась до декабря 1943 года, пока не была заменена более новым образцом. Всего было выпущено 660 установок.

Изображение


Продолжение осмотра

В следующий зал

Оглавление